УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об итогах проведения тематической «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров и детского отдыха

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области, Консультационным центром по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», а также Консультационными пунктами для потребителей в период с 16 августа по 04 сентября 2018 года была проведена тематическая горячая линия по вопросам качества и безопасности детских товаров.

В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обращений и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» в указанный период поступило 285 обращений, из них   63 обращения - по вопросам приобретения детских товаров и школьных принадлежностей. Обратившимся гражданам были разъяснены положения законодательства по защите прав потребителей относительно поставленных вопросов, в 9-ти случаях оказана помощь в составлении претензий.

Структура обращений такова:

10 человек обратилось с вопросами о правилах продажи, а также условий обмена и возврата одежды для обучающихся;

9 человек - с вопросами о правилах продажи, а также условий обмена и возврата детской обуви;

7 обращений – поступило с вопросами о правилах продажи гаджетов а также условий обмена и возврата одежды для детей;

6 обращений – о правилах продажи, а также условий обмена и возврата одежды для детей;

по 4 обращения – о правилах продажи, а также условий обмена и возврата школьно-письменных принадлежностей и детской мебели;

3 обращения – с вопросом о качестве приобретенного детского питания;

по 2 обращения - о правилах продажи, а также условий обмена и возврата ранцев, портфелей, о правилах применения маркировки, и с другими вопросами.

В соответствии с тематикой обратившихся граждан, считаем необходимым разъяснить основные положения Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» (далее – Закона) и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства №55 от 19.01.1998 года:

Во-первых, в соответствии с положением ст.25 Закона за потребителем закреплено право обменять непродовольственный товар, даже если он надлежащего качества, (за исключением перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55, ссылка). Данная норма защищает права потребителя, если приобретенный товар не соответствует его ожиданиям, в течение 14 дней, не считая дня покупки, если покупателю не сообщен более длительный срок.

1. Пункт 1 ст. 25 комментируемого Закона устанавливает, что обмену подлежат только непродовольственные товары. Данное требование весьма обоснованно, так как продовольственные товары имеют определенный срок годности, а также должны соблюдаться определенные условия и обмену не подлежат.

Ключевыми основаниями, дающими право потребителю обменять приобретенный товар надлежащего качества, является, то, что товар не подошел:

- по форме;

- по габаритам;

- по фасону;

- по расцветке;

- по размеру;

- комплектации.

Помимо требования, что обмену подлежат только непродовольственные товары, не входящие в указанный выше перечня в настоящей статье также предусматривается условие, что потребитель может обменять купленный товар надлежащего качества, если:

- товар не был в употреблении;

- сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;

- у покупателя имеются доказательства, подтверждающие приобретение товара у данного продавца, т.е. сохранены товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Следует отметить, что последнее требование о предъявлении покупателем документа, подтверждающего оплату товара, не является обязательным, т.е. при отсутствии такого документа покупатель при необходимости вправе ссылаться и на свидетельские показания.

Еще одной отличительной особенностью обмена качественного товара, является то, что обменять качественный товар потребитель может только у продавца, у которого этот товар был приобретен.

Обмен товара надлежащего качества проводится в день обращения покупателя в магазин. В случае если подходящего для обмена товара нет в продаже, потребитель вправе вернуть товар продавцу и получить уплаченные за него деньги – в течение 3-х дней возврата товара в магазин (желательно при этом оформить заявление о возврате товара в магазин в 2-х экземплярах в котором указано, что товар не был в употреблении, сохранены упаковка, ярлыки, и т.д., и обязательно взять подпись сотрудника магазина в своем экземпляре заявления) – в случае неудовлетворения данного требования потребитель вправе обратиться в с исковым заявлением в суд и потребовать выплаты помимо стоимости товара неустойку за неправомерное пользование чужими деньгами в соответствии со ст.395 Гражданского кодекса РФ.

В том случае, если приобретенный товар оказался ненадлежащего качества (в том числе и продовольственный), в соответствии с положением Закона (ст.ст. 10, 18) либо если информация о товаре была представлена неполная (недостоверная), потребитель по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Потребитель может обратиться с претензией в письменном виде в 2-х экземплярах, в которой указывает выявленные недостатки товара и выражает свое требование в соответствии с законодательством. Продавец, в свою очередь, должен принять товар и предложить провести проверку качества товара; при этом рассмотрение заявления на обмен товара может занять 7 дней (ст.21 Закона), на возврат денег – 10 дней (ст.22 Закона). Срок устранения недостатков товара (гарантийного ремонта), определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней (ст.20 Закона). Учитывать при этом следует календарные дни, а не рабочие.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В том случае, если приобретенный товар входит в перечень технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства №924 от 10.11.2011 года (в него входят в т.ч. товары, часто приобретаемые для детей: компьютеры, ноутбуки, планшеты, телефоны с сенсорным экраном, часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями) – покупатель вправе требовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Недостаток товара признается существенным если:

- носит неустранимый характер;

- не может быть устранен без несоразмерных затрат времени;

- выявляется неоднократно;

- проявляется вновь после его устранения и т.п.

 

И наконец, из Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55, выделим товары, часто приобретаемые для детей, не подлежащие обмену или возврату:

1) товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;

2) предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, и др.);

3) парфюмерно-косметические товары;

4) швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);

5) изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);

7) мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)

8) изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями;

9) автомобили и мотовелотовары, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;

10) Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные)

11) Животные и растения

12) Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)