УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна, отдыха, работы за компьютером

Наступил новый учебный год, и для правильной организации учебного процесса очень важно наладить режим дня школьника. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника.

Режим дня — это то, из чего складывается день ребенка: грамотное распределение периодов сна, бодрствования, приемов пищи, гигиенических  и оздоровительных процедур, учебного процесса, иных видов деятельности детей и подростков в период учебы в совокупности содействуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию растущего организма. Режим дисциплинирует ребенка, помогает быть собранным. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Сон.Большое значение для сохранения здоровья школьника имеет правильно организованный сон, его качество и количество. Человеку в любом возрасте необходимо удовлетворять физиологическую потребность во сне, а в детском возрасте особенно. После длительных летних каникул важно приучить детей ложиться и вставать всегда в одно и то же время. За 2-3 часа до сна ограничивать различного рода эмоциональные нагрузки – просмотры фильмов, телепередач, шумные игры, игры в гаджетах и прочее. Рекомендуются вечерние прогулки на свежем воздухе перед сном, прием душа, ванн, чтение художественной литературы, последнее, в свою очередь, имеет немаловажное гигиеническое значение, так как оно переключает учащихся от напряжённой умственной работы на уроках и оказывает, как свидетельствуют наблюдения врачей и педагогов, благоприятное воздействие на нервную систему. Важно так же перед сном проветривать комнату (помещение). Средняя продолжительно сна для учащихся 1-4 классов – 10-10,5 часов, 5-9 классов - 9-10 часов, 10-11 классов – 8-9 часов. На время экзаменов, перед контрольными работами и при любой напряжённой умственной деятельности рекомендуется увеличивать обычную продолжительность сна хотя бы на 1 час. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.

Гигиенические, оздоровительные процедуры. День школьника должен начинаться с утренней гимнастики и водных процедур. Утренняя гимнастика, продолжительностью 10-15 минут, снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью и энергией на весь день.

Домашняя подготовка. Важно правильно организовать режим дня школьника после школы. Приступать к выполнению домашнего задания рекомендуется через 1-2 часа после школы, так как необходимо время на отдых для восстановления сил. Желательно это время проводить на свежем воздухе. Для эффективности выполнения домашних уроков, рекомендуется начинать с выполнения письменных заданий и чередовать их с устными. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить 1,5-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.

Досуг. В последнее время дети предпочитают свободное время проводить с гаджетами (телефоны, планшеты и прочее). Поэтому очень важно ограничивать время, которое ребенок уделяет современным техническим средствам. Педиатры и детские психологи советуют вовсе не давать мобильные устройства малышам до полутора-двух лет и жёстко контролировать время, которое дети и подростки проводят с гаджетами. Вред, который может нанести детям использование гаджетов, это: зависимость от гаджетов, нарушение сна, перевозбуждение и влияние на психику, проблемы физического здоровья и прочее. Можно уделять время для просмотра телевизионных передач и работе (игре) на компьютере, но при этом рекомендуется соблюдать гигиенические правила: смотреть телевизор или играть на компьютере не чаще 4-5 раз в неделю (время непрерывного нахождения у экрана - не более 30-60 минут). Не следует забывать о пользе отдыха и прогулки на свежем воздухе, а также свободно избранной деятельности детей, в соответствии с их индивидуальными интересами и способностями — чтение художественной литературы, рисование, музыка и прочее.

В выходные дни и в период каникул режим дня школьника должен отличаться от обычного. Больше времени должно отводиться для пребывания на свежем воздухе, прогулкам, для посещения кино, театров, музеев, а также физическому труду на воздухе, в саду, огороде. Последнее, в свою очередь, развивает физические, умственные и нравственные качества детей. Достижение реального результата труда, успешность совместной деятельности, понимание возможности принести пользу другим вызывает радостные переживания, способствует формированию положительного отношения к труду, развивает у детей трудолюбие и уверенность в своих силах, а также способствует повышению физиологической устойчивости организма подростка. Правильно организованный режим дня учащихся в выходные дни и каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма перед началом новой учебной недели (учебной четверти).

Требования к организации и оборудованиюрабочих мест с ПЭВМ для обучающихся

в общеобразовательных учреждениях

Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

- две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15° с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15°);

- ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

- опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

- отсутствие ящиков;

- увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви

При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5°, допустимое ±10°.

Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.