УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области контролирует качество питьевой воды. Всемирный день водных биоресурсов- 22 марта. Информация по результатам мониторинга качества питьевой воды в Ульяновской области за 2019 год

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области является осуществление мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 г. № 1235-р.

Численность населения Ульяновской области (УО) на 1 января 2019 года составила 1 млн. 238416 человек, из них городское население 75,6%.

В 2019 году на территории Ульяновской области действовало - 794 источника централизованного водоснабжения. Из них с водозабором из открытых водоемов 2 и 792 с водозабором из подземных источников.

В 2019 году в Ульяновской области не отвечали санитарным правилам и нормативам поверхностные источники питьевого водоснабжения 1 из 2 (в 2018г.- 2 из 5), подземные – 5,8% (в 2018г. – 7,0%).

Санитарное неблагополучие источников водоснабжения в основном обусловлено отсутствием зон санитарной охраны и/или несоблюдением требований к их организации и эксплуатации.

В отчетном году один поверхностный источник централизованного водоснабжения из двух, не имеет зоны санитарной охраны.

Доля подземных источников централизованного водоснабжения, не имеющих зон санитарной охраны в 2019 году составила 35,6% (в 2018г. -53,5%).

В отчетном году на территории Ульяновской области действовало 760 водопроводов, 2 из них снабжаются водой из поверхностных водоемов, имеющих высокий уровень загрязнения (часть населения г. Ульяновска, часть населения Радищевского района). В остальные водопроводы вода поступает из подземных источников водоснабжения, и обеспечивают питьевой водой около одного миллиона жителей области.

Доля водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в 2019г. составила 3,3 % (2018г. – 6,1 %).

Основными причинами несоответствия водопроводов санитарно-эпидемиологическим требованиям явились: отсутствие необходимого комплекса очистных сооружений (20,0%), отсутствие обеззараживающих установок (20,0%) .

Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды является природное содержание химических веществ выше предельно допустимых концентраций, загрязнения воды источника водоснабжения в местах водозабора выше гигиенических нормативов, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, возможностей водоподготавливающих технологий, отсутствие на водопроводах должного набора очистных сооружений и обеззараживающих установок, высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, приводящих к вторичному загрязнению воды.

Доля проб воды в источниках централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям в 2019 году составила: по санитарно – химическим 23,8% (28,2% в 2018 году), по микробиологическим показателям 3,9% (4,5% в 2018 году), по паразитологическим показателям - не зарегистрировано.

В 2019 году высокая доля нестандартных проб воды источников централизованного водоснабжения по санитарно – химическим показателям на территории Ульяновской области отмечается в: Чердаклинском районе (1 ранговое место), Базарносызганском районе (2 ранговое место), Сурском районе (3 ранговое место), Старомайнском районе (4 ранговое место), Новомалыклинском районе (5 ранговое место).

В 2019 году высокая доля нестандартных проб воды источников централизованного водоснабжения по микробиологическим показателям, отмечается в: Радищевском районе (1 ранговое место), Кузоватовском районе (2 ранговое место), Старокулаткиннском районе (3 ранговое место), г. Ульяновске (4 ранговое место), Ульяновском районе (5 ранговое место).

Из 794 источников централизованного водоснабжения на территории Ульяновской области два с водозабором из открытых водоемов: р. Волга в г. Ульяновске, озеро-родник в р.п. Радищево.

Доля проб воды из поверхностных источников централизованного водоснабжения не отвечающих гигиеническим нормативам в 2019 году составила по санитарно – химическим показателям 46,4% (36,1% в 2018г.), по микробиологическим показателям 10,7% (15,8% в 2015г.)

В отчетном году доля проб воды из подземных источников централизованного водоснабжения не соответствующих санитарным требованиям составила: по санитарно – химическим показателям 23,4% (28,0% в 2018г.), по микробиологическим показателям 3,9% (2,4% в 2015г.).

В 2019 году доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям составила: по санитарно-химическим показателям 11,7% (16,5% в 2018г.); по микробиологическим показателям 3,9 % (3,4% в 2018г.). Проб воды не отвечающих санитарно – эпидемиологическим требованиям по паразитологическим показателям в 2015-2019 гг. не зарегистрировано.

Неудовлетворительное качество водопроводной питьевой воды по санитарно – химическим показателям характерно для тех территорий, где для целей централизованного питьевого водоснабжения используются в основном подземные источники с природной высокой жесткостью (Сурский, Ульяновский район), а также с повышенные содержанием железа (Мелекесский, Новомалыклинский, Старомайнский, Чердаклинский районы), марганца (Старомайнский, Мелекесский, Новомалыклинский районы). Вода из подземных источников подается в распределительную сеть без водоподготовки.

Источников нецентрализованного хозяйственно – питьевого водоснабжения (каптаж, родники, колодцы) на территории области в 2019 году стояло на контроле 249. Основное их количество расположено в сельской местности – 231 источников (92,8%).

Доля нецентрализованных источников водоснабжения не отвечающих санитарно – эпидемиологическим требованиям в 2019 году составила 2,4% (3,2% в 2018г.), в том числе в сельских поселениях 2,6% (3,5 % в 2018г.).

В 2019 году доля проб воды нецентрализованного водоснабжения не соответствующих санитарным требованиям составила по санитарно химическим показателя – 30,9% (в 2018г.- 30,0%), по микробиологическим показателям - 3,7% (в 2018г. - 17,6%).

Проб воды нецентрализованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по паразитологическим показателям не обнаружено.

В 2019 году доля проб воды нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не соответствующих санитарным требованиям составила: по санитарно – химическим показателям 22,2% (31,0% в 2018г.); по микробиологическим показателям 29,4% (в 2018г. – 12,0%).

Доля городского населения обеспеченного качественной питьевой водой в 2019 году составила 94,8% (93,7% в 2018г.), сельского населения 88,2% (68,2% в 2018г.)

В г. Ульяновске, г.Димитровграде, Вешкаймском, Карсунском, Инзенском Новоспасском, Тереньгульском, Сенгилеевском, Старокулаткинском, Кузоватовском, Цильнинском, Барышском, Майнском, Радищевском Николаевском Ульяновском Павловском районах 100% городского населения пользуется качественной питьевой водой.

Ранжирование по убыванию доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой в сельских поселениях Ульяновской области показало: 1 ранговое место занимает г. Ульяновск (с. Карлинское, с. Баратаевка, с. Лаишевка), 2 ранговое место Карсунский район, Майнский район, 3 ранговое место Базарносызганский район.

Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в водозаборах подземного типа и мероприятий, направленных на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжения, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому факторам.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Обеспечение требований ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека, возможно путем как направления самостоятельных исков о понуждении органов местного самоуправления к разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения и направлением соответствующих материалов в органы прокурорского надзора.

В рамках исполнения поручения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исх. № 01/7031-15-32 от 19.06.2015г. и письма Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области (исх. № 19471 от 09.12.2015г.) «Об организации работы по обеспечению источников хозяйственно- питьевого водоснабжения Ульяновской области зонами санитарной охраны», Территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Димитровграде, в Карсунском районе, в Кузоватовском районе, в Ульяновском районе проводится сбор доказательств, достаточных для направления в суд исковых заявлений о понуждении органов местного самоуправления к разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

За период 2019 года подготовлено 12 исковых заявлений о понуждении органов местного самоуправления к разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и в защиту неопределенного круга лиц, в том числе:

  1. МУ Администрация МО "Ульяновский район" Ульяновской области и МУ Администрация МО "Ундоровское сельское поселение", с. Вышки;

  2. МУ Администрации МО "Старомайнский район" и ООО "Управляющая компания "Старомайнский коммунальщик";

  3. МУ Администрации МО "Старомайнский район" и ООО «Водстрой»;

  4. МО Николочеремшанское сельское поселение Мелекесского района Ульяновской области;

  5. МУ администрация МО "Чердаклинский район" Ульяновской области и МУ администрация МО "Белоярское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области, МУП ЖКХ "Белоярское";

  6. МО "Город Новоульяновск" (третьи лица: МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МО "Город Новоульяновск", ООО "Источник", МУП "Водоканал-Новоульяновск");

  7. МУ Администрации МО "Цильнинский район" Ульяновской области;

  8. Администрация муниципального образования «Вешкаймский район», Ермоловское сельское поселение, Бекетовское сельское поселение;

  9. Администрация Игнатовского городского поселения Майнского района Ульяновской области;

  10. Администрация муниципального образования «Николаевский район»;

  11. Администрация муниципального образования Инзенский район,

  12. МО «Теренгульский район», с. Подкуровка

11 исковых заявлений удовлетворены в полном объеме. Исковое заявление в отношении МУ Администрация МО "Ундоровское сельское поселение" производство по делу прекращено, так как имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Кроме того, в адрес органов государственной власти и местного самоуправления для принятия управленческих решений направлены информации с анализом ситуации по состоянию водоснабжения и водоотведения.


По данным Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в 2019 году на реализацию мероприятий по развитию водоснабжения направлено 164,8 млн руб. Реализованные в 2019 году мероприятия позволили повысить качество предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения для 85 064 человек, проживающих в 59 населённых пунктах в 18 муниципальных районах.

1. В рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» на 2014-2024 годы направлено 88,6 млн руб. на реализацию мероприятий по ремонту объектов водоснабжения и подготовке проектной документации на реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения.

Из указанных средств 67,1 млн руб. направлены на ремонт объектов водоснабжения в 34 населённых пунктах субъекта в 10 муниципальных образованиях (замена 27,0 км водопроводных сетей, ремонт 6 водозаборов, ремонт 2 насосных станций, ремонт 2 водонапорных башен).

На проектирование строительства и реконструкции объектов водоснабжения в 6 населённых пунктах выделено 21,5 млн руб.:

с. Баевка Кузоватовского района (624 человека);

р.п. Старая Майна (6290 человек);

р.п. Новая Майна Мелекесского района (6740 человек);

с. Чеботаевка Сурского района (416 человек);

строительство водовода до пос. Октябрьский Чердаклинского района от сетей УМУП «Ульяновскводоканал».

Проектирование реконструкции водоснабжения с. Баевка Кузоватовского района завершено, объект заявлялся для участия в 2020 году в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», но не прошёл конкурсный отбор.

По остальным объектам ведётся проектирование.

Также по результатам сложившейся экономии по итогам проведения процедур отбора подрядных организаций в Старомайнском районе в 2019 году начаты работы по проектированию реконструкции водоснабжения с. Кременки Старомайнского района (373 человека). Заключен двухгодичный муниципальный контракт. Стоимость проектирования – 2,7 млн руб., из них 2019 год – 1,1 млн руб.

2. Финансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (РФ), подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2021 годы в 2019 году составило 45,04 млн руб., в том числе 19,22 млн. руб.– средства федерального бюджета.

В 2019 году введено в эксплуатацию 14 км новых водопроводных сетей в с. Славкино Николаевского района (1549 человек) и пос. Приволье Кузоватовского района (394 человека).

Выполнялись строительные работы на объектах водоснабжения со сроком завершения в 2020 году:

квартал новой застройки южной части р.п. Новоспасское (639 индивидуальных домов).

с. Малая Борла Кузоватовского района (155 человек).

3. В 2019 году в рамках реализации мероприятий проектов «Местные инициативы» на улучшение водоснабжения населённых пунктов Ульяновской области направлено 31,2 млн руб., из них: 24,9 млн руб. – средства областного бюджета, 6,3 млн руб. – средства местных бюджетов, населения и юридических лиц.

Выполнен ремонт объектов водоснабжения в 19 населённых пунктах субъекта в 10 муниципальных образованиях (замена 11,5 км водопроводных сетей, ремонт или замена 9 водонапорных башен, ремонт 2 водозаборов).


Удельный вес населения, обеспеченного качественной питьевой водой, в 2019 году составляет 93,4% (2018 год – 97,3%), аналогичный показатель по Российской Федерации – 91,35% в 2018 г.

Качественной питьевой водой обеспечены 93,36% населения области 1049543 человек (981733– 86,8% в 2018г.). Некачественной питьевой водой –5,68 % населения области 63952 человек (16716 - 1,47 в 2018г.).

В соответствии с Методикой по оценке качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения, утверждённой руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.03.2019 (далее – Методика), для оценки качества питьевого водоснабжения с 01.01.2020 применяются два критерия «качественная питьевая вода» и «некачественная питьевая вода».

Ранее применялся и третий критерий – «условно доброкачественная питьевая вода».

В связи с изменением Методики все населённые пункты Ульяновской области, отнесённые ранее к категории обеспеченных условно доброкачественной водой, с 1 января текущего года включены в категорию обеспеченных некачественной питьевой водой.

Кроме того, в категорию населённых пунктов, обеспеченных некачественной питьевой водой по итогам 2019 года включен город Новоульяновск с численностью населения 11477 человек, где в 2019 году было зафиксировано резкое снижение качества питьевой воды. Для предотвращения подобной ситуации в городе была выполнена реконструкция системы водоснабжения, а именно установлена станция ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды. В настоящее время показатели качества питьевого водоснабжения соответствуют нормам.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» в качестве одного из основных направлений развития страны определён национальный проект «Экология».

Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в рамках национального проекта «Экология» реализуются федеральный проект «Оздоровление Волги».

В целом финансирование проекта на период до 2024 года составляет 5 049,61 млн рублей, из них:

средства федерального бюджета - 4 898,13 млн рублей,

средства регионального бюджета -151,48 млн рублей.

Проект предусматривает снижение к 31.12.2024 в три раза объёма отводимых в реку Волга загрязнённых сточных вод: с 94 522,8 тыс.мЗ до 31 507,6 тыс. м3.

В 2019 году приступили к реконструкции верхних очистных сооружений в городе Новоульяновске, проектной мощностью 2000 м3/сутки.

Общая стоимость работ по проекту составит 293, 641 млн рублей, из них в 2019 году планируется направить 215,559 млн рублей на приобретение оборудования. Реконструкция объекта будет завершена в 2020 году.

В 2019 году начаты работы по проектированию реконструкции очистных сооружений города Ульяновска, расположенных на левом и правом берегах реки Волги. Работы планируется выполнить в 3 этапа.

Очистные сооружения левобережья города Ульяновска:

1 этап: строительство станции ультрафиолетового обеззараживания. Стоимость работ 150,0 млн. рублей. Проект разработан и направлен на государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза». Поскольку очистные сооружения города Ульяновска отнесены к объектам I категории опасности, прохождение государственной экспертизы возможно только в федеральном учреждении.

Реализация первого этапа запланирована на 2020 год.

2 этап: реконструкция сооружений биологической очистки и воздуходувной станции.

Предполагаемая стоимость работ - 100,0 млн рублей. Проектная документация будет разработана в 2020 году, в этом же году приступим к строительству. Завершение работ запланировано на 2022 год.

2 этап: реконструкция сооружений механической очистки, строительство цеха механического обезвоживания. Предполагаемая стоимость работ - 120,0 млн рублей. Реализация этапа планируется в 2023-2024 годах.

Очистные сооружения правобережья города Ульяновска:

1 этап: реконструкция сооружений биологической очистки. Планируемая стоимость работ - 1050 млн рублей. Завершаются работы по разработке проектной документации, после чего документы будут направлены на экологическую и государственную экспертизы. Срок реализации проекта - 2020-2021 годы.

2 этап: реконструкция 2 очереди сооружений биологической очистки и воздуходувной станции. Предполагаемая стоимость работ - 1500 млн рублей. Проектирование будет выполнено в 2019-2020 годах. Проект будет реализован в 2022-2024 годах.

3 этап: реконструкция сооружений механической очистки 1-й и 2-й очередей,

реконструкция цеха механического обезвоживания. Планируемая стоимость работ - 90,0 млн рублей. Работы будут выполнены в 2023-2024 годах.

В областном бюджете Ульяновской области предусмотрены средства на разработку проектной документации на реконструкцию очистных сооружений города Ульяновска на 2019-2020 годы в размере 50,0 млн рублей. Общая потребность в финансировании проектных работ - 200 млн. рублей.

01.05.2019 завершилась инвентаризация объектов водоотведения, по результатам которой отобраны объекты, подлежащие реконструкции в первую очередь. Предложено включить в перечень мероприятий следующие объекты:

- строительство очистных сооружений города Барыша мощностью 4500 мЗ/сутки. Стоимость работ составит - 225,0 млн рублей. Конкурсная процедура по отбору подрядной организации для выполнения проектных работ будет объявлена ОГКП «Ульяновский областной водоканал» до 01.08.2019. Начало работ по проектированию - сентябрь 2019.

- реконструкция очистных сооружений города Инза мощностью 2000 мЗ/сутки. Предварительная стоимость работ составит 110,0 млн рублей.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в 2019 году проведено 75 проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций, по итогам которых выявлено 162 нарушения.

За нарушения требований санитарного законодательства при использовании и охране водных объектов, эксплуатации систем водоснабжения за 2019 год составлено 100 протоколов об административных правонарушениях.

Общая сумма административных штрафов, наложенных по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях в сфере использования и охраны водных ресурсов, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и хозяйственно-бытовому водоснабжению - составила 1 422 800 рублей; сумма взысканных штрафов составила 1 326 500 рублей.

На рассмотрение в судебные органы направлено 63 дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны водных ресурсов, по результатам рассмотрения дел судебными органами принято 51 решение о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафа и 2 АПД. Число вынесенных постановлений о направлении в право-охранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел -1; из них постановлений, на основании которых возбуждены уголовные дела- 1

Выдано 6 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований санитарного законодательства.

Управлением Роспотребнадзора, в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в адрес органов исполнительной власти и в организации, осуществляющие водоснабжение, направлено 85 уведомлений с целью разработки мероприятий по ее улучшению.

Управлением, в исполнение приказа Роспотребнадзора от 01.09.2017 №708 «О реализации поручения Правительства Российской Федерации от 08.08.2017 № ДМ-П9-54пр», с целью предотвращения загрязнения реки Волга, которая является источником хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения г. Ульяновска (правобережной части), в 2019 году проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 14 хозяйствующих субъектов - организаций, осуществляющих сброс сточных вод в реку Волга или в ее притоки. По выявленным нарушениям составлено 11 протоколов об административных правонарушениях по ст. 6.3, 19.5.ч.1 КоАП РФ, в том числе 1 - в отношении должностного лица, 10 - юридических лиц, наложены штрафы на сумму 100,5 тыс. рублей.

Вопросы надзора за качеством питьевой воды в регионе остаются приоритетными.