УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О компетенции Управления при заключении владельцами транспортных средств договоров ОСАГО

О компетенции Управления при заключении владельцами транспортных средств договоров ОСАГО

 

В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской областипродолжают поступать обращения граждан на деятельность страховых компаний, связанную с навязыванием указанными организациями при заключении договора ОСАГО дополнительных страховых услуг.

В этой связи разъясняем, что в функции Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области не входит осуществление контроля (надзора) за непосредственным исполнением прямых требований как такового законодательства о страховании, в частности, за соблюдением Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об ОСАГО).

Правоотношения, регулируемые нормами законодательства о защите прав потребителей, изначально базируются на принципе свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации - ГК РФ) и среди прочего не предполагают определение в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей (статья 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» - Закон № 2300-1) в качестве субъекта проверки потребителя, под которым понимается гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно своей волей и в своем интересе для нужд, никак не вытекающих из бремени несения соответствующей законодательно определенной обязанности, целеполаганием которой является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Поэтому гражданин – владелец транспортного средства, будучи страхователем по ОСАГО и стороной договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в данного рода гражданских правоотношениях не является потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей.

Оспариваемые автовладельцами действия страховщиков, выражающиеся, в том числе, в попытках обусловить заключение договора ОСАГО необходимостью заключения иных договоров страхования, не относящихся к обязательным, следует рассматривать не как свидетельство нарушения со стороны страховщика требований статьи 16 Закона № 2300-1, которая подразумевает изначальное существование самого предмета потребительских правоотношений по поводу товаров (работ, услуг), а как «действия в обход закона с противоправной целью» (статья 10 ГК РФ), приводящие к воспрепятствованию гражданину-владельцу транспортного средства исполнить законную обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности.

Согласно статье 30 Закона об ОСАГО страховой надзор осуществляется Банком России.

При попытке отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО, в том числе и в связи с якобы отсутствием бланков полисов, обращение следует направлять в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, ул. Красноармейская, д. 2, начальник управления Филимонов Владимир Федорович).

Кроме того, со 2 августа 2014 года вступила в силу новая статья 15.34.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за необоснованный отказ от заключения договора страхования или навязывание при заключении договора страхования дополнительных услуг. Осуществлять производство по указанной статье, уполномочены исключительно должностные лица Банка России.